Для слабовидящих

Насколько важно для мусульманина знание арабского языка?

Подобно тому, как педагог не сведущий в арабском языке не в состоянии давать полноценные знания по татарскому языку, так и уровень подготовки шакирда, весьма поверхностно изучавшего арабский, не будет соответствовать тем требования, которым должен отвечать современный имам и учитель богословия.

Интеллектуальный уровень имамов, их образованность, ораторские способности и другие вопросы того же порядка имеют важное значение. Особенный интерес они вызывали в период обновления системы просвещения, когда в медресе и приходские школы пришла преподавать «новая волна» педагогов, сторонников джадидизма. Молодые выпускники из передовых медресе «Мухаммадия», «Хусаиния», «Галия», «Иж-Буби» обновили не только программу преподавания, но и саму суть религиозного просвещения, обогатив процесс обучения шакирдов новейшими методиками, которые были заимствованы из ведущих учебных заведений России и Европы. Большой резонанс в обществе вызывали статьи на эту тему публиковавшиеся в татарской периодической печати того времени. Не остался в стороне от полемики известный публицист и общественный деятель Юсуф Акчура. В 377 номере газет «Вакыт» («Время») за 3 октября 1908 года он опубликовал статью «О преподавании арабского языка в медресе». Вот что пишет автор:

В предыдущей статье мы писали о том, как преподаются в медресе литература и история. А эту статью мы решили посвятить обучению шакирдов арабскому языку, который, безусловно, занимает главенствующее место в учебных программах. Сразу же заметим основы ислама, сам Благородный Коран ниспосланы свыше на арабском языке, а потому значение этого языка неоценимо и извечно. Да и к тому же в нашем родном татарском языке масса арабских заимствований. Кроме того для того, чтобы полнее осознать нашу литературу и чтобы создавать литературные произведения на родном языке и писать безошибочно, требуется знать в определенной мере арабский язык, потому как его система и лексика, естественно, оказали влияние на наш язык.

Подобно тому, как педагог не сведущий в арабском языке не в состоянии давать полноценные знания по татарскому языку, так и уровень подготовки шакирда, весьма поверхностно изучавшего арабский, не будет соответствовать тем требования, которым должен отвечать современный имам и учитель богословия. Для того, чтобы осознанно совершать поклонение Всевышнему, знать молитвы, глубоко разбираться в вопросах ислама и его нравственно-этических нормах непременно надо знать арабский. Нельзя достичь совершенства и быть искренне уверовавшим если не знаешь всех нюансов таинства религиозных обрядов, о чем говорится в мунаджатах, в которых возвеличивается Аллах Та’аля. Для того, чтобы достичь совершенства в поклонении Всевышнему и мунаджатами, должна быть тесная связь между языком и душой, язык должен отражать то, что чувствует сердце. Так как арабский язык является средством общения для мусульман всего мира и в этом смысле этот язык имеет важное значение для духовных учебных заведений.

В одной из предыдущих статей мы уже писали о важности изучения в медресе предмета «История Ислама». А для того, чтобы иметь хорошие знания по этому предмету, арабским языком необходимо владеть не хуже чем своим родным языком. В пользу этого служит и то, что этот язык стоит в ряду самых совершенных как по своим грамматическим и синтаксическим правилам и нормам, изяществу, богатству литературных произведений, созданных на нем, а также главенствующему месту среди всех восточных языков. Из всего этого, если даже не упоминать его непреходящей роли в духовной сфере, следует насколько важно знание арабского языка. Однако в наших старинных медресе этому почему то не придавалось должного значения.

Islam-Today